Зарубежные поставщики автокомпонентов пострадали от кризиса
Кризис, который переживает российский автомобильный рынок, отразился не только на автопроизводителях, но и на поставщиках компонентов и запчастей. Многие иностранные компании, работающие в России, были вынуждены снизить объемы производства, сократить персонал, а то и вовсе покинуть рынок. Среди них, например, фирмы Exedy и KYB (Япония), Johnson Controls (США), Magna (Канада), Faurecia (Франция).
Так, Exedy, которая производила сцепления для АВТОВАЗа и являлась участником совместного предприятия «Экседи ВИС Рус», продала свою долю – об этом сообщили «Известия». Теперь единственным владельцем СП является бывший партнер Exedy – компания «Вазинтерсервис». Со стороны представителей японской фирмы никаких комментариев о продаже доли (33%) не последовало.
Другой японский производитель, KYB (пружины подвески, ароматизаторы) отказался от склада в Москве, предпочтя ему складские площади в Латвии. Ранее KYB занимал терминал на 1,5 млн единиц хранения, но, по словам замдиректора KYB в России Натальи Николаевой, аренда такого огромного помещения стала невыгодной для компании. Во-первых, арендные ставки были выражены в американских долларах, а зафиксировать их в рублях арендодатель отказался. Во-вторых, своим поставщикам KYB платила в евро, а после резкого падения рубля эти суммы в рублевом эквиваленте выросли вдвое. При этом значительно повысить цены на собственную продукцию компания не смогла и приняла решение покинуть Россию. Еще в мае 2015 г. последние запчасти были вывезены с московского склада.
Американцам в сложившейся экономической ситуации тоже пришлось несладко. После ухода с рынка концерна GM остановила производство компания Johnson Controls, производившая автокресла. Причина этого проста: основными потребителями продукции Johnson Controls являлись как раз General Motors и Ford (который также сократил производство на заводе во Всеволожске), поэтому продолжать работу в России стало нерентабельно. Впрочем, Михаил Блохин из Национальной ассоциации производителей автокомпонентов считает, что Johnson Controls еще может вернуться на наш рынок, так как автокресла проще всего локализовать по сравнению с другими автокомпонентами.
Сложности у Ford и GM затронули и канадского производителя бамперов Magna. Эта фирма не ушла из России, однако ее производственная площадка в Ленинградской области будет закрыта, останется только завод в Калуге.
А вот Faurecia (Франция) тоже имеет производственные мощности в Калуге, и они могут быть остановлены. Сокращения персонала уже были: из 150 сотрудников работу сохранили только 30. Производство Faurecia (детали выхлопной системы и комплектующие салона для Volkswagen и АВТОВАЗа) сосредоточено, главным образом, в Тольятти, а калужский завод, видимо, перестал окупаться.
Нынешняя экономическая обстановка не только заставляет иностранных автокомпонентщиков покидать рынок, но и «не пускает» на него новых игроков. Так, компания Unipress (Япония) начала строительство цеха кузовной штамповки на территории завода Nissan в Санкт-Петербурге, однако эти работы были приостановлены.
Кроме того, эксперты считают, что проблему для поставщиков автокомпонентов представляет не только кризис, но и административные барьеры. Например, по мнению Михаила Акима из Ассоциации европейского бизнеса, стоимость вхождения на российский рынок очень велика. Если в Европе открыть небольшое предприятие довольно легко, то у нас чтобы начать инвестировать непосредственно в производство, нужно преодолеть множество бюрократических преград.
При этом от оставшихся на рынке зарубежных поставщиков вряд ли стоит ожидать минимизации производства. По словам Михаила Блохина, сейчас надо либо работать в полную силу, либо уходить. Однако Блохин заметил, что в условиях кризиса вряд ли будет увеличиваться уровень локализации автокомпонентов, так как это выгодно делать на растущем рынке.
Что же касается российских производителей, то уход с рынка конкурентов может оказать положительное влияние на развитие отечественных предприятий. Во-первых, стоит учитывать государственную поддержку, оказываемую им в рамках программы импортозамещения. Во-вторых, некоторые такие предприятия работают по полному циклу, следовательно, вообще не зависят от импорта. Например, компания «АЕР» имеет собственную линию для литья пластмасс, а автоаксессуары от и до разрабатываются на наших мощностях. Возможно, именно такие компании в сложившихся условиях займут освобождающуюся нишу на рынке.